Доступ к информации, представляющей общественный интерес, пресса, граждане и органы власти

Cornelia Cozonac
01/10/2023

На днях я получила письмо от группы актеров  бельцкого театра «Василе Александри». Оно не подписано, но похоже, что составлено группой отчаявшихся людей. Подобные письма  мы получаем очень часто в Центре Журналистских Расследований, очень часто письма приходят непосредственно на мое имя. Каждый день в Центр приходят два-три человека с серьезными проблемами, которые не могут нейти им решение в государственных учреждениях. Каждый день лично мне звонят как минимум два-три человека, также с серьезными проблемами.

Когда они обращаются к нам, к прессе, это уже является крайней мерой, люди разочаровываются в государственных институтах, в юридических органах, в судебной системе, они не знают, что делать дальше и возлагают надежды, а надежда - это последнее, что у них осталось, на прессу. А мы - это небольшая горстка людей, постоянно загруженных, мы пишем о проблемах, расследуем сложные дела, занимаемся проблемами, которые государственные учреждения не решают, хотя граждане платят  свои кровные деньги на то, чтоб эти институты существовали и работали. Наша небольшая команда решает множество проблем, о которых нам сообщают, но у нас нет ни возможности, ни  сил расследовать все случаи, хотя мы знаем, что за каждым из них, даже если это что-то сугубо личное, стоят системные недостатки, безразличие или некомпетентность чиновников, злоупотребления и отсутствие неподкупности на государственной службе.

Мы не получили  ни копейки из госбюджета за 20 лет, с тех пор как работает Центр Журналистских Расследований. Однако каждый год ЦЖРМ выплачивает в государственный бюджет не менее ОДНОГО МИЛЛИОНА ЛЕЕВ в виде НАЛОГОВ. Мы сами ищем источники финансирования, чтобы профессионально, без чьего-либо вмешательства, делать свою работу. Мы подаем заявки на гранты, развиваем проекты. Это отнюдь не просто, но нам это удается, потому что удовлетворение, которые мы получаем от того, что делаем,  чрезвычайно велико и важно.

Мы также получаем пожертвования со стороны граждан и 2% подоходного налога, но они покрывают лишь 5% наших потребностей.

Однако представители власти, с пеной у рта пытающиеся доказать, что они открыты для независимой прессы, и пальцем не пошевелили, чтобы ей помочь. Фактически, они продолжают сдирать с нас шкуру. Чтобы узнать, когда Шор зарегистрировал свой последний фонд, замечательное ASP (Агентство государственных услуг (внимание (!), ГОСУДАРСТВЕННЫХ услуг (!)) попросило нас заплатить. Информация была нужна для журналистского расследования, в рамках которого мы показали, как этот фонд уже ведет избирательную кампанию от имени этого осужденного за коррупцию беглеца, вербуя потенциальных избирателей.

Да, мы должны платить. Как будто мы, журналисты, на  этой информации делаем бизнес. Нам приходится платить наряду с предпринимателями, юристами и другими категориями специалистов, которые на этой информации  зарабатывают деньги.

Ничего не изменилось за последние годы в отношении доступа к информации, представляющей общественный интерес, те проблемы, которые были – те и остались, а кое-где даже их даже стало больше...

Cornelia Cozonac
2023-10-01 13:02:00

Комментарии