Явление КНОПКОДАВСТВА: Как украинцы борются с лицемерием депутатов Верховной рады

Victoria Dodon
09/03/2016
Rada Supremă de la Kiev Foto: CIJM

Электронная система голосования в парламенте не обязательно обеспечивает максимальное качество заседаний законодательного органа. Это доказывает пример киевской Верховной рады, где в последние годы укоренилась порочная практика мошеннического голосования на пленарных заседаниях законодательного органа.

А происходит это так: у каждого из 450 депутатов есть именная карточка, которая вводится в слот на рабочем столе, и чтобы проголосовать остается только нажать кнопку, подтверждающую голосование. Карточки в слоты вводит заблаговременно секретарь фракций, и все, что нужно сделать депутату, так это нажать или не нажать на кнопку и таким образом выразить свою позицию по определенному вопросу. А если отсутствуешь на заседании? Естественно, не голосуешь. Или… просишь коллегу по фракции проголосовать и за тебя, то есть, нарушаешь Конституцию.

Явление, ставшее обиходным среди парламентариев и достигшее максимального распространения в период правления Виктора Януковича, вызвало возмущение, и даже отвращение у представителей гражданского общества. Вообразите себе картину: на пленарном заседании в момент голосования в зале парламента начинается броуновское движение депутатов, которые бегают туда-сюда среди рядов и нажимают на кнопки.

Вот пример: 

Однако голосование за других коллег по фракции является прямым нарушением Конституции Украины, принятой в 1996 году, которая четко и ясно предусматривала, что каждый депутат должен голосовать персонально. «Нажимая на кнопку вместо другого, ты присваиваешь право, которым тебя никто не наделял, а именно представлять  50.000 избирателей, например. В конце концов, твой ребенок спросит тебя однажды, почему ты проголосовал за определенный проект, и что бы ему ответишь? Что не имеешь к этому никакого отношения? Что, фактически, за тебя проголосовал другой дядя? Как объяснишь ему это?», - возмущенно спрашивает Андрей Круглашов, координатор Гражданского движения «Чесно».

В 2011 году, с изображением чеснока вместо логотипа (с намеком на игру слов «чесно» - «чеснок» на русском языке), группа энергичных молодых людей совместно с десятками неправительственных организаций, начали национальную кампанию по «очистке» будущего киевского парламента от недостойных кандидатов. Были установлены шесть критериев честности, среди которых участие в пленарных заседаниях и соблюдение принципа персонального голосования.  

Лицемерных депутатов окрестили «Кнопкодавами», то есть, «те, кто нажимают на кнопку», и начали «охотиться» на них на пленарных заседаниях рады – одна журналистка, делегированная командой «Чесно», фотографирует их, снимает на камеру, просит прокомментировать свои действия, пишет статьи  и размещает все это в социальных сетях.

Андрей Круглашов рассказывает о кампании движения «Чесно»

Вначале реакций было мало, признается Круглашов.

Оппозиционные кандидаты из партии «Баткивщина» говорили, что мы сошли с ума, попросту рехнулись, что они борются с преступным режимом и им некогда сидеть денно и нощно в парламенте, когда нужно ездить в регионы и там бороться на выборах. Но мы не отказались от своей идеи, не поддались на их уговоры. Затем появилась партия «Удар», которая сказала: «У нас не будет кнопкодавов!», потом «Свобода» заявила: «А мы пойдем еще дальше, в нашей фракции не будет прогульщиков!». «Баткивщина» испугалась и, постепенно, обрисовался жесткий стандарт -  «давить на кнопку за себя». 

За четыре с лишним года явление приобрело размах, а термин кнопкодав вошел в обиход, прибрел, так сказать, легитимность, причем и в глагольной форме, и как прилагательное. Команда «Чесно» со временем создала и Доску позора кнопкодавов, на которую помещают каждого «согрешившего», фракцию, в которой он состоит, ссылку на фото/видео доказательство, количество поданных голосов  за других коллег-парламентариев. Когда они разместили свой баннер на портале «Украинской правды», популярного информационного источника страны, за первые же 30 минут собрали около 80.000 просмотров.  

Инфографик: chesno.org

Сейчас борцы за честных депутатов в Верховной раде близки к тому, чтобы добиться введения санкций за нарушение системы голосования в законодательном органе. «Следует отметить, что явление постепенно ослабевает, некоторые депутаты публично выразили свое сожаление по поводу того, что поступали так до сих пор, и заявили, что впредь не будут этого делать. Я считаю, что коррупция и «кнопкодавство» были хорошо налаженными практиками, которые сейчас теряют почву, и главная роль в этой борьбе принадлежит гражданскому обществу. Следующий шаг – принятие закона, предусматривающего введение санкций за мошенническое голосование. Мы заставим парламентариев проголосовать за него», - убежден лидер движения «Чесно».

А если народные избранники воспротивятся? «Мы будем лоббировать, проводить акции протеста, давить на них посредством социальных сетей, буду спать перед Радой, если потребуется. Нужно доказать им, что у каждого решения есть две стороны – либо ты с народом, либо нет», - подытоживает киевский активист.  

P.S. А тем временем кишиневские власти бьются над тем, как бы промотать еще денег, вложив их в электронную систему голосования в законодательном органе.  После чего опустошили казну почти на 13 миллионов леев, чтобы установить технику, власти ищут еще 45.000 евро на новое программное обеспечение, без которого система нефункциональна. Ну а пока суд да дело, наши депутаты голосуют, поднимая руку. «Как в каменном веке», - как сказал мне кто-то из Киева. Хорошо, что их всего 101...

Victoria Dodon
2016-03-09 09:59:00

Комментарии