Пять лет подряд тендер на поставку топлива для Исполкома и Народного собрания Гагаузии (НСГ) выигрывает одна и та же компания — LUKOIL-Moldova. Часто компания предлагает суммы намного выше тех, которые представил заявитель. До этого, победителем много лет подряд становилась FORTRESS. Обе компании поочередно поставляли топливо НСГ, Исполкому и управлениям Исполкома. Компанией FORTRESS владеет супруга Ильи Узуна (ранее депутат Народного собрания, ныне заместитель башкана Евгении Гуцул). В конце 2024-го года в компании прошли обыски по делу об уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. А в компании LUKOIL-Moldova родственница экс-башкана Ирины Влах работает менеджером по продажам.
FORTRESS-фирма супруги депутата “в выигрыше”
В 2017, 2018 и дважды в 2020 году тендеры на закупку топлива, объявленные Народным собранием, выигрывала фирма FORTRESS - фирма, оформленная на супругу Ильи Узуна. На тот момент он был депутатом НСГ.
При этом в тендере участвовали три компании: LUKOIL-Moldova, FORTRESS и Bemol Retail. Мотив выбора FORTRESS: “соответствует требованиям закупающего органа, в том числе по критерию - самая низкая цена”.
В 2020 году в тендере приняли участие 2 компании LUKOIL-Moldova и FORTRESS, выиграла последняя. В 2022 году в тендере участвует только фирма LUKOIL-Moldova. Она выиграла, предложив на 12100 леев меньше, заявленной суммы. В 2023 году компания выигрывает, предложив на 31416 леев меньше.
“Копнем” глубже: смотрим более ранние даты и убеждаемся, что FORTRESS еще с 2011 года является “фавориткой” по тендерам в разных управлениях Исполкома Гагаузии, в эти же годы она уже предоставляла топливо и для НСГ. Это данные с сайта tender.gov.md.
Илья Узун был депутатом несколько сроков подряд, начиная с 2014 года. В 2023 он сложил полномочия депутата, так как был назначен заместителем башкана.
LUKOIL-Moldova—новая компания-фаворитка
В 2020 году Исполком Гагаузии объявляет тендер на закупку топлива. Выигрывает LUKOIL-Moldova, предложив на 67114 леев меньше суммы, объявленной заявителем. Данная компания была единственной участницей тендера.
И в 2021 году в тендере участвовала лишь одна фирма LUКOIL-Moldova. Она выиграла, предложив на 36138 леев меньше стоимости, выдвинутой заявителем. В 2022 та же компания выигрывает тендер, предложив на 100 тысяч леев меньше запрашиваемой цены. А в 2023 компания выиграла, предложив цену на 3750 леев выше указанной заявителем. В 2024 году LUКOIL-Moldova стала победителем, предложив на 458 леев больше запрашиваемой суммы. Выбор данной компании Исполком обосновал так: соответствует критериям и средствам технического задания. Все эти годы с LUКOIL-Moldova никто не конкурировал.
В Компании LUКOIL-Moldova с 2011 года работает Людмила Георгиу—родственница Ирины Влах. Георгиу начинала с должности продавца на АЗС, в 2015 году стала менеджером по продажам, а с 2022 года числится как руководитель продаж. О должности Георгиу стало известно из данных, которые оказались в распоряжении редакции. А о факте, что Влах и Георгиу-родственницы, свидетельствуют фотографии, на которых они появляются вместе, и подписи под фото.
В 2024 году LUKOIL-Moldova снова единственная участница тендера. Выигрывает, предложив на 958 леев больше запрашиваемой суммы. В качестве обоснования принятия предложения компании указали, что “оферта соответствует установленным требованиям”.
“Красный флаг”
Итак, вот уже много лет подряд в тендерах на закупку топлива для Исполкома и НСГ участвует лишь одна компания (одна сменяет другую). О чем это может свидетельствовать? Эксперт в области государственных закупок Диана Ранга-Енаки предположила несколько версий: либо другие компании участвуют в других контрактах, либо у них просто нет интереса к тендеру, так как они уже и не рассчитывают выиграть.
"Отсутствие интереса к тендеру, другие текущие контракты, а также то, что они воспринимают закупку как сфальсифицированную, «предназначенную» для этой компании, и не верят, что их предложение будет справедливо оценено, если они уже участвовали ранее и всегда победителем оказывалась LUKOIL-Moldova”, - прокомментировала эксперт.
А если компания - единственная участница тендера, предложила сумму больше, чем указано в тендере, должен ли заявитель организовать новую закупку? По словам эксперта—не обязательно.
“В закупках может участвовать только один участник, и если его предложение соответствует требованиям, то орган власти обязан присудить контракт этому участнику. Участник может подать предложение как ниже, так и выше сметной стоимости. Единственным законным ограничением является превышение сметной стоимости на 30%, в этом случае орган власти должен отменить процедуру и начать новую”, - отметила Диана Ранга-Енаки.
В то же время, эксперт отметила: когда орган государственной власти из года в год заключает одни и те же контракты на закупки с одними и теми же компаниями, даже если в них участвуют другие—это “красный флаг” и на этот факт необходимо обратить внимание.
Родственные связи
Итак, в вопросах тендерных закупок так или иначе косвенно фигурируют родственные связи. На вопросы о том, есть ли в этом какие-то нарушения ответила эксперт Диана Ранга-Енаки.
— Несколько лет подряд тендер на закупку топлива для Народного собрания Гагаузии выигрывала компания супруги депутата Народного собрания. Может это свидетельствовать о каких-то договоренностях, нарушениях, конфликте интересов? (Илья Узун и компания его супруги FORTRESS)
— Нарушением является только то, что соответствующий депутат является членом рабочей группы по закупкам в органе власти и принимает непосредственное участие в принятии решений по соответствующей процедуре закупок. В противном случае это не является нарушением или конфликтом интересов.
Тут стоит отметить, что тендер на закупку топлива для Исполкома на 2024 год был объявлен от имени Ильи Узуна, который в настоящее время является первым заместителем председателя Исполкома (башкана Гагаузии) Евгении Гуцул. Компанией победителем стала LUKOIL-Moldova - единственная участница тендера.
— Тот факт, что в компании-поставщике в качестве менеджера работает родственница, приближенная к чиновнику, может ли свидетельствовать о каких-то нарушениях? (Ирина Влах и ее родственница в компании LUKOIL-Moldova)
Эксперт отметила, что конфликт интересов в сфере государственных закупок регулируется статьей 79 Закона о государственных закупках. Член рабочей группы заказчика/поставщика услуг по закупкам не может являться супругом/супругой, родственником или свойственником до третьей степени включительно одного или нескольких работников оферента/оферентов либо одного или более его учредителей.
Ирина Влах не выступала в качестве члена закупающего органа, однако она являлась главой Исполкома, от имени которого проводились закупки.
Напомним, в ноябре прошлого года в доме и на АЗС компании супруги Ильи Узуна прошли обыски. В результате правоохранители изъяли 3,8 тонны бензина А95 и свыше 3,5 тонн дизельного топлива Евро-5, на которые директор компании не смог предоставить документы, подтверждающие их происхождение; контракты, документы и черновые записи, имеющие отношение к расследованию, компьютер и 800 тыс. леев, происхождение которых администратор не смогла подтвердить.
Кроме того, следствие установило, что на заправках в Басарабяске, Кантемире, Комрате и Вулканештах продавали топливо без лицензии Национального агентства регулирования в энергетике (НАРЭ). Таким образом, компания незаконно получила более 3,3 млн леев дохода.
Читайте также: Награды от Лаврова и Путина: о чем не хочет говорить менеджер «Лукойл Молдова» Фейруз Исаев
Textele de pe pagina web a Centrului de Investigații Jurnalistice www.anticoruptie.md sunt realizate de jurnaliști, cu respectarea normelor deontologice și sunt protejate de dreptul de autor. Preluarea textelor știrilor și a investigațiilor jurnalistice se realizează în limita maximă de 500 de semne. În mod obligatoriu, în cazul paginilor web (portaluri, agenții, instituţii media sau bloguri) trebuie indicat şi linkul direct la articolul preluat de pe www.anticoruptie.md în primul alineat, iar în cazul posturilor de radio și TV – se citează obligatoriu sursa.
Preluarea integrală a textelor se poate realiza doar în condiţiile unui acord prealabil semnat cu Centrul de Investigații Jurnalistice.
Комментарии