Отсутствие четких процедур и механизмов парламентского надзора, а также недостаточная прозрачность являются серьезными препятствиями для эффективного осуществления парламентского контроля над деятельностью государственных и антикоррупционных учреждений. К такому выводу пришел отчет «Парламентская деятельность по надзору за последние два года: эффективность и вызовы в отчетности государственных и антикоррупционных учреждений», представленный Центром анализа и предотвращения коррупции (CAPC) в среду в рамках Клуба журналистов-расследователей Центра Журналистских Расследований (ЦЖРМ). Авторы проанализировали период 2022-2023 годов.
В ходе мониторинга были выявлены недостатки, связанные с отсутствием единой системы отчетов государственных органов, а также с отсутствием унифицированных процедур и структуры отчетов.
«Нужно проверять каждый закон, регулирующий деятельность соответствующего государственного органа, чтобы установить, обязан ли он предоставлять отчет в Парламент, что усложняет процесс. Кроме того, у нас практически нет четкого образца или структуры отчета, они различаются по содержанию и структуре», — объяснил эксперт CAPC Виорел Пырван.
Также были отмечены недостатки в планировании процесса парламентского надзора и его реализации — отсутствуют нормы и процедуры, касающиеся прохождения отчетов в Парламенте, как на уровне слушаний в комитетах, так и на пленарных заседаниях Парламента.

Эксперт также указал на проблемы, связанные с мониторингом выполнения рекомендаций, адресованных органам власти после слушаний по отчетам государственных учреждений, а также на отсутствие ответов от органов власти о выполненных или невыполненных действиях.

«Важный пробел, выявленный в ходе мониторинга, заключается в том, что данные на веб-странице Парламента очень сложно найти. Очень трудно систематизировать, отслеживать и анализировать данные, опубликованные Парламентом — либо их не публикуют, либо публикуют неполными или в разных разделах веб-страницы. Или информация в годовых отчетах достаточно скудная, либо публикуется с опозданием», — отметил Пырван.
Что касается парламентского надзора над антикоррупционными учреждениями, Виорел Пырван подчеркнул, что, согласно закону, существует пять учреждений, отвечающих за борьбу с коррупцией и обеспечение неподкупности: Национальный Антикоррупционный Центр (CNA), Антикоррупционная Прокуратура, Национальный орган по неподкупности (ANI), Министерство внутренних дел и Служба информации и безопасности (SIS). Основная рекомендация по ним — уделять больше внимания их деятельности.
«CNA и ANI уделяется достаточно внимания, их отчеты проходят через комитеты и тщательно рассматриваются. Однако что касается Антикоррупционной Прокуратуры — она не отчитывается перед Парламентом, лишь отдельные фрагменты ее деятельности включены в отчет Генеральной Прокуратуры. А по МВД и SIS вообще отсутствует информация», — пояснил эксперт CAPC.
По его словам, раз закон ясно указывает, что существует пять антикоррупционных учреждений, все пять должны отчитываться для обеспечения прозрачности их деятельности и эффективности антикоррупционной политики.
Textele de pe pagina web a Centrului de Investigații Jurnalistice www.anticoruptie.md sunt realizate de jurnaliști, cu respectarea normelor deontologice și sunt protejate de dreptul de autor. Preluarea textelor știrilor și a investigațiilor jurnalistice se realizează în limita maximă de 500 de semne. În mod obligatoriu, în cazul paginilor web (portaluri, agenții, instituţii media sau bloguri) trebuie indicat şi linkul direct la articolul preluat de pe www.anticoruptie.md în primul alineat, iar în cazul posturilor de radio și TV – se citează obligatoriu sursa.
Preluarea integrală a textelor se poate realiza doar în condiţiile unui acord prealabil semnat cu Centrul de Investigații Jurnalistice.
Комментарии