Комиссия Pre-vetting дала разъяснения после того, как в публичном пространстве появилась информация о законопроекте, предусматривающем уничтожение материалов слушаний и информации, собранной в ходе процесса оценки.
«Все кандидаты, оцененные в соответствии с Законом № 26/2022, имеют право запросить доступ к материалам оценки до слушания или в контексте обжалования решения Комиссии. Изначально Комиссия включала все соответствующие материалы в дело об оценке кандидата. В результате выводов Высшей Судебной Палаты в контексте процедур обжалования решений Комиссии, Комиссия изменила свою практику и с августа 2023 года включает в дело об оценке кандидата все материалы, собранные в ходе процесса оценки. Во всех процедурах обжалования решений Комиссии (первичных или повторных) копия дела об оценке кандидата была предоставлена кандидату и Высшей Судебной Палате», — говорится в заявлении Комиссии.
С другой стороны, антикоррупционный эксперт Кристина Чуботару отметила, что проблему нельзя рассматривать однобоко, потому что «уничтожение» материалов оценки предусмотрено самим Регламентом работы Комиссии, которая также имеет другую возможность - хранить информацию.
«Все, что нужно знать о последнем изменении в отношении „уничтожения“ материалов оценки, изложено в ст.16 п.4 Регламента Комиссии Vetting: КОМИССИЯ ДУБЛИРУЕТ ВСЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ФАЙЛЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВНОГО КОПИРОВАНИЯ. Реформаторы заботятся не о защите персональных данных кандидатов, они просто создают юридические предлоги/предпосылки для того, чтобы оценочные материалы больше не существовали, чтобы в один прекрасный день они не попали в руки прокуроров. Хорошая новость заключается в том, что все материалы оценок уже давно продублированы и надежно сохранены. Они не исчезнут. Но мы не узнаем, где они. Поэтому предлагаю уже сейчас начать поиски дубликатов и резервных копий всех материалов Комиссии, чтобы прокуроры знали, куда отправлять запросы, когда настанет время», — написала эксперт на своей странице в социальной сети.

Согласно Комиссии, все оценочные материалы хранятся Комиссией в электронном формате. Бумажные документы сканируются и оцифровываются, а затем включаются в дело об оценке кандидата. Бумажная копия материалов оценки предоставляется кандидату по запросу, а в случае обжалования решения Комиссии — Высшей Судебной Палате.
«До сих пор Комиссия не уничтожила ни одного оценочного материала, поскольку ее мандат еще не завершен. Мандат Комиссии завершится после рассмотрения всех жалоб на ее решения Высшей Судебной Палатой. В настоящее время в Высшей Судебной Палате находятся на рассмотрении восемь жалоб на решения Комиссии. С учетом недавних законодательных изменений, Комиссия изменит свой Регламент организации и работы для передачи оценочных материалов Высшему Совету Магистратуры и Высшему Совету Прокуроров перед их уничтожением. Комиссия проинформирует общественность об этом вопросе», — говорится в заявлении Комиссии.
Бывшая судья Виктория Сандуца считает, что секретность вокруг дел играет на руку тем, кто был оценен поверхностно.
«Почему я должна верить всем этим публичным слушаниям? Кого-то Комиссия спросила о деньгах на трусы и подгузники для 5 детей, а кого-то почти ни о чем не спрашивала. Мы вообще ничего не знаем о кандидатах, прошедших Pre-vetting! Но теперь они решают судьбу и карьеру судей, они решают, кто будет вершить правосудие и как! Я считаю, что если они такие чистые, то первыми должны выйти и заявить о том, что они против уничтожения доказательств. Мол, они уничтожат доказательства после того, как передадут их в Высший совет магистратуры?! То есть у меня есть вопросы к тому, как члены Высшего Совета Магистратуры прошли Pre-Vetting, а теперь они будут хранить доказательства?», — написала Сандуца.
Судья Марина Русу также прокомментировала последнее законодательное предложение, которое предусматривает новую процедуру «уничтожения» информации в рамках оценки.

С другой стороны, депутат от партии PAS Олеся Стамате заявляет, что «уничтожение данных произойдет только после того, как вся информация будет передана в Высший Совет Магистратуры и Высший Совет Прокуроров».
«Это решение усиливает гарантии для всех участников процедуры Pre-vetting, включая государство Республика Молдова. Ведь если Pre-vetting завершит свою деятельность через несколько месяцев, что будет с материалами? У них есть свой регламент, но мы не знаем, что он предусматривает и как будут обрабатываться материалы, как будет происходить архивирование или уничтожение данных, когда они будут уничтожены? Мы этого не знаем. Поэтому была добавлена эта фраза в пункт, который гласит: процедура уничтожения данных будет осуществляться только после того, как вся информация будет передана в Высший Совет Магистратуры и Высший Совет Прокуроров», — пояснила Стамате.
Textele de pe pagina web a Centrului de Investigații Jurnalistice www.anticoruptie.md sunt realizate de jurnaliști, cu respectarea normelor deontologice și sunt protejate de dreptul de autor. Preluarea textelor știrilor și a investigațiilor jurnalistice se realizează în limita maximă de 500 de semne. În mod obligatoriu, în cazul paginilor web (portaluri, agenții, instituţii media sau bloguri) trebuie indicat şi linkul direct la articolul preluat de pe www.anticoruptie.md în primul alineat, iar în cazul posturilor de radio și TV – se citează obligatoriu sursa.
Preluarea integrală a textelor se poate realiza doar în condiţiile unui acord prealabil semnat cu Centrul de Investigații Jurnalistice.
Комментарии